Техническое обслуживание и текущий ремонт трансформаторов проводятся с установленной для определенного устройства, периодичностью. Рассмотрим, что входит в ремонт масляных, сухих, электронных и высоковольтных измерительных трансформаторов, а также сроки проведения и порядок работы.
Содержание
- Техническое обслуживание силового трансформатора
- Как производят ремонт измерительных трансформаторов
- Ремонт сухих трансформаторов
- Как ремонтировать сварочные трансформаторы
- Основы ремонта гидротрансформаторов
Техническое обслуживание силового трансформатора
Технология, по которой проводится ремонт силовых трансформаторов и натяжка, достаточно проста:
- Осмотр устройства снаружи, устранение видимых невооруженным глазом дефектов: грязи на заглушках, изоляторах и на баке;
- Проверка уплотняющих деталей (кольца и прокладки). Если замечается течь между фланцевыми соединениями, необходимо подтянуть гайки и обезжирить место крепления;
- Проверка и очистка бака. Это очень ответственная часть работы. Нужно проверить точность работы маслоукаазателя и прочистить баковые расширители;
- Очень важно следить за состояние воздухоосушителя. Нужно заменить силикогель, который после нескольких месяцев эксплуатации стал розовым, на голубой;
- Перезарядить сифонный фильтр. Чтобы это сделать необходимо выпустить из него воздух, и присняв крышку, долить масло до соответствующей пометки на стене бака. Важное замечание: температура доливаемого масла не должна отличаться от температуры масла внутри трансформатора.
Большую роль в этом процессе играет ремонт обмоток силовых трансформаторов, инструкция по процессу имеет следующий вид:
Проблема | Решение | Примечание |
Повреждение витков, трещины секций обмотки | Нужно на поврежденный участок цепи наложить специальную лакоткань. | Эти повреждения не требуют демонтировать обмотку. |
Повреждения обмоток и катушки | Нужно обмотку обжечь в печи при температуре от 500 градусов. Витки перекрываем специальной тафтовой тканью в несколько слоев. | Катушке необходимо придать нужный размер путем прессовки и деформации. |
Необходимо изготовить новую обмотку | Понадобится использование специального станка, намотка производится по шаблону. | Перед работой на катушку обязательно накладывается прослойка картона. |
Обмотки разъединились между собой | Здесь понадобятся паяльные работы. Для процесса используем медные или алюминиевые провода (в зависимости от типа обмотки), сечение в среднем до 40-45 мм. | Обязательно использование канифоли или ультразвуковой пайки (в случае, если материал проводника – алюминий). |
Видео: ремонт силового трансформатора
Обращаем Ваше внимание, что ремонт тяговых или трансформаторов (предназначенных для напряжения в 110 кв и более) и реакторов, не имеет принципиальных отличий от схемы, данной выше, различная только норма времени и пириодичность. Тяговые и тмг (тм 25 КВа) проверяются каждые 12 лет.
Как производят ремонт измерительных трансформаторов
Обязательное требование – подготовить специальное помещение (цех или хотя бы гараж) для починки и поверки. Нужно очистить эпоксидную и фарфоровую изоляции от накопившейся пыли, грязи и жира, проверить прочность их крепления и места соединений на наличие трещин. Далее предпринимаются такие шаги:
- Проверка наличия масла в баке и его количеств. Если замечена течь, то нужно затянуть сильнее болты и промазать места соединения герметиком. В том случае, когда трансформатор пропускает масло через швы сварного происхождения, он нуждается в полной замене и ремонту не подлежит;
- Проверить соединение трансформатора и заземления. В частности вторичной обмотки и заземляющего контура;
- Наличие на торцах и болтовых соединениях коррозионных процессов. Если таковые имеются, их необходимо устранить посредством использования наждачной бумаги или проволочной щетки;
- Проверить сопротивление изоляционных материалов. Для этого понадобится специальный прибор – мегаоомметр, разработанный по принципу мультиметра. Норма – 1 кВ для обмотки первичной и 2,5 для вторичной.
Испытания трансформаторов после ремонта производят при помощи высоких напряжений. При помощи таких исследований можно проверить правильность трехфазных соединений и полярность устройств.
Ремонт сухих трансформаторов
Проще всего проводится ремонт сухих трехвазных трансформаторов напряжения. Фазы проведения ремонтных работ:
- Нужно подпрессовать обмотку и ярмо системы;
- Обязательно подтяните все крепления на вентиляции и баке;
- Проверьте и при необходимости замените следующие механизмы: изолятор, кожух, вентилятор, яровые балки;
- Очень важно продуть сухим воздухом все вентиляционные каналы устройства;
- И последняя проверка – это исследование на наличие ржавчины. При необходимости поврежденные участки зачищаются и закрашиваются специальной краской. Особенно обращайте внимание на кожухи, шины, магнитную систему (стяжки).
Как ремонтировать сварочные трансформаторы
Главным достоинством такой техники является простота конструкции, поэтому ремонт сварочных (бытовых) трансформаторов легко выполним и своими руками, методика следующая (автор Атабеков):
Самым слабым механизмом в сварочных тороидальных трансформаторах является соединение клемм прибора и заземления. Особое внимание уделяем именно этому месту, они часто ослаблены постоянным действием переменного тока.
Предлагаем рассмотреть типовые виды повреждений понижающих сварочных трансформаторов и способы их решения:
Проблемы | Решение | Примечание |
Замкнуло в витках первичной проводки | Необходима частичная либо полная перемотка. | Обязательно замените изолирующие прокладки трансформатора, возможно ремонт потребует полного разбора машин. |
Замкнуло в витках дросселя | Пропитайте катушку специальным изолирующим веществом (лаком, краской, мастилом) | Аналогичные примечания, как и данные выше. После устранения обязательна проверка заземления и безопасности в целом. |
Ослабела пружина регулятора | Нужно натянуть либо просто заменить пружину | Эта проблема легко диагностируется по сильному шуму, который начинает издавать трансформатор. |
Замкнуло зажимы в регуляторе | При помощи мультиметра найдите и устраните пробой в системе | Проблема диагностируется, если пропала возможность регулировать работу устройства |
Перегрев контактов | Необходимы срочная зачистка и залудение поврежденных контактов. | Обратите внимание также на перегоревшие части проводов – их также нужно заменить. |
Основы ремонта гидротрансформаторов
Капитальный ремонт гидротрансформаторов акпп, трансформаторов типа тмз, и электродвигателей необходим каждые 5 лет. Что входит в этот процесс:
- Проверка обмоток статора;
- Проверка соединений и контактов галогенных ламп и диодов (например, модель автомобиля Мерс или БМВ);
- Замена либо восстановление обмоток ротора, изготовленных сварным путем;
- Техника обязательно диагностируется при помощи контрольных устройств;
- Полная модернизация деталей машин (по требованию или необходимости).
По такой же схеме производят ремонт строчных трансформаторов (в телевизорах, холодильниках и прочей бытовой технике) более подробную информацию поможет найти специальный справочник электрика.
Если самостоятельно нет возможности выполнить все операции, то помогут фирмы, специализирующиеся на ремонте электрических устройств и СТО, просто нужно заключить с ними соответствующий договор. Средняя цена на ремонт трансформаторов тока и напряжения колеблется в пределах от 200 долларов до тысячи, причем нужно понимать, что этот прайс меняется в зависимости от города или повреждений (например, Донецк, Самара, Чебоксары, Новосибирск, отремонтируют ТМЗ за 500 у.е., а в Минске, Санкт-Петербурге, Алмате и Москве – ремонт обойдется все 700). Обратите внимание, Украина в этом плане значительно дешевле, это происходит в связи с тем, что практически в каждой области есть машиностроительный завод.