Элементарные или отдельные электрические цепи по назначению можно разделить на следующие виды:
- измерения;
- контроля;
- сигнализации;
- защиты;
- блокировки;
- управления;
- регулирования;
- питания.
В нормативных документах имеется перечень цепей, но отсутствуют определения видов электрических цепей. Иногда смешиваются понятия цепей контроля и измерения, защиты и блокировки, сигнализации и контроля.
Ниже приводятся определения видов электроцепей, которые отражают функциональное назначение цепей в электрических схемах АСУТП.
Электрическая цепь измерения параметра — электрическая цепь передачи электрического сигнала, пропорционального величине измеряемого параметра технологического процесса.
Электрическая цепь контроля параметра — электрическая цепь передачи дискретного электрического сигнала о достижении измеряемым параметром определенного значения или об изменении положения элемента, который контролирует состояние аппарата или устройства.
Электрическая цепь сигнализации — электрическая цепь светового и/или звукового сигнала, полученного из цепей контроля параметра, цепей защиты, управления, регулирования.
Электрическая цепь защиты — электрическая цепь с установленным в ней устройством (аппаратом) защиты, которое служит для безусловного автоматического отключения или включения данной электрической цепи при возникновении аварийной ситуации в технологическом или электрическом оборудовании.
Электрическая цепь блокировки — электрическая цепь с установленными в ней элементами, которые предотвращают или ограничивают выполнение операций в одной из цепей управления, регулирования, сигнализации в целях предупреждения возникновения в этой цепи недопустимых состояний при определенных состояниях или положениях элементов в другой электрической цепи.
Электрическая цепь управления — электрическая цепь, по которой передаются сигналы включения/отключения электрооборудования, электроприемника.
Электрооборудование — это совокупность электрических устройств, объединенных признаками (назначением, условиями применения, принадлежностью к электрическому/технологическому агрегату).
Электроприемник по пункту 1.2.8 ПУЭ — аппарат, агрегат, механизм, предназначен для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Цепь контроля
Цепь контроля характеризуется тем, что в определенный момент изменения величины параметра или положения механического предмета элемент контроля замыкает электрическую цепь, в которой лавинообразно нарастает ток, достаточный л. срабатывания приемного элемента, или размыкает электрическую цепь, в которой ток снижается до величины, достаточной для отключения приемного элемента.
В качестве элемента контроля может быть применен «сухой контакт» средства автоматизации или командоаппарата, транзистор, управляемый диод, оптрон, индуктивный или емкостный датчик и т. д.
Большинство цепей контроля являются двупроводными цепями. Исключен;:: составляют цепи PNP или NPN постоянного тока, имеющие в цепи три провода.
В связи с изложенным, принципиальная электрическая цепь контроля графически проста и отличается от других цепей контроля маркировкой (обозначена входных и выходных элементов и проводов цепи.
Поэтому в проекте АСУТП выполнять принципиальную электрическую схс контроля нецелесообразно, все необходимые для проектирования данные указываются на схемах соединения и подключения.
Во многих случаях системы автоматизации содержат релейные схемы сигнализации, защиты и управления, в которые составными элементарными цепями вход цепи контроля. В этом случае цепи контроля изображаются в составе соответствующей принципиальной электрической схемы.
Цепь управления
В технологическом процессе участвуют разнообразные машины, механизмы, а также устройства, приводимые в действие электроприводами.
Электропривод — устройство, состоящее из электродвигателя, аппаратуры уп-жадения им и механических передач, связывающих электродвигатель с рабочими станами технологического механизма или машины.
Технологические механизмы и устройства приводятся в движение преимущественно асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором. При управлении электродвигателем различают режимы, обусловленные ведением технологического процесса:
- длительный режим с постоянной нагрузкой;
- длительный режим с переменной нагрузкой;
- кратковременный режим;
- повторно-кратковременные режимы.
Длительный постоянный режим работы характеризуется длительным включением электродвигателя с постоянной по величине нагрузкой. Такой режим работы характерен для приводов вентиляторов, насосов, компрессоров, транспортеров
Длительный переменный режим работы характеризуется длительным включением электродвигателя с переменной по величине нагрузкой. Такой режим характерен для металлорежущих станков, обрабатывающих однотипные детали и имеющих фрикционную муфту в цепи главного движения.
Кратковременный режим работы двигателя характерен для электроприводов разводных мостов, редко работающих точил, толкателей, вспомогательных приводов металлорежущих станков, задвижек, клапанов, шиберов.
Повторно-кратковременный режим работы характеризуется тем, что рабочие периоды чередуются с паузами. Время цикла в повторно-кратковременном режиме составляет не более 10 мин.
Типичным примером подобных приводов являются краны, лифты, транспортные устройства, некоторые металлорежущие станки, прессы, исполнительные механизмы регулирующих устройств.
Для АСУТП характерны контроль и управление электродвигателями с режимами: длительным с постоянной нагрузкой, кратковременным и повторно-кратковременным.
Аппаратура управления должна учитывать частоту включения/отключения по механической и электрической износоустойчивости, пусковые токи и токи отключения, а также необходимость обеспечения нулевой защиты электродвигателя.
Электрическая схема управления электропривода должна обеспечивать режимы управления электроприводом, которые различаются в зависимости от:
- расстояния от органов управления до объекта управления;
- степени участия оперативного персонала в процессе управления. Блок-схема режимов управления электроприводом приведена на схеме 13.Сх8. В зависимости от расстояния до объекта управления различают режимы:
- местное управление;
- дистанционное управление;
- режим «отключено».
В свою очередь, эти режимы подразделяются на режимы в зависимости от степени участия человека в процессе управления:
- ручное местное;
- ручное сблокированное местное;
- автоматическое (местное);
- ручное дистанционное;
- ручное сблокированное дистанционное;
- автоматическое централизованное.
В технической литературе, в том числе нормативно-технической, «Ручное местное» имеет синоним «Ручное управление» или «Местное управление», «Ручное сблокированное управление» — «Полуавтоматическое управление», «Дистанционное управление» — «Централизованное управление» или «Диспетчерское управление». «Автоматическое местное» и «Автоматическое централизованное» имеют синоним «Автоматическое управление» с дальнейшим пояснением расположения аппаратуры автоматического управления.
Под местным режимом управления понимается управление электроприводом с помощью органов управления (кнопок, ключей, командоаппаратов и т. п.), расположенных вблизи от механизмов, в прямой видимости механизма; при этом оперативный работник имеет возможность непосредственно контролировать работу механизма визуально, по слуху, по приборам, по вибрации и т. п.
Местное управление может быть предусмотрено для проведения опробования, наладки, ввода в эксплуатацию после монтажа или ремонта механизмов с электроприводом.