Утюги, как бытовые приборы появились уже давно. Они были громоздкие, тяжелые и неудобные в использовании. Плюсом этих устройств была их «неубиваемость» из-за простоты конструкции. Они приходили в негодность лишь тогда, когда раскаленный уголь прожигал их металлическое днище.
В наши дни утюг – это высокотехнологичное устройство, состоящее из нескольких узлов, имеющих точную настройку и слаженность работы.
Когда это все нарушается, прибор барахлит и в конце концов выходит из строя. Происходит это из-за разных причин. Неправильная эксплуатация, падения прибора, использование хлорированной воды для парогенератора и многое другое. В итоге такой нужный прибор превращается в бесполезный кусок пластмассы и метала.
Что же делать, если любимый прибор перестал нагреваться? Главное не паниковать, а попробовать вернуть утюгу его работоспособность. Часто причина неисправности незначительна и легко устранима.
Ниже, в статье будет описан поиск неисправности электрического утюга и способ ее устранения и ремонта своими руками.
Из инструментов, понадобиться только крестовая отвертка, мультиметр или омметр и маленькие плоскогубцы, называемые «утиночками».
Хотя этот утюг не имеет парогенератора, но его электрическая схема и конструкция практически ни чем не отличается от первых. Поэтому метод диагностики и ремонта электрической части у них идентичен.
На фото 2 прибор, который не нагревается при включении его в сеть и вращении колеса терморегулятора.
Напряжение в сети присутствует, визуально шнур и вилка не имеет видимых повреждений.
Судя по бирке (рисунок 3), мощность прибора составляет 1000 Вт. Это не большой показатель, так как попадаются экземпляры мощностью до 2500 Вт. Чем больше ватт потребляет утюг, тем быстрее он нагревается, но и больший ток проходит по его цепям и контактам. Поэтому такие приборы чаще подвержены условиям, при которых они выходят из строя.
Как и у множества утюгов, начать следует со снятия задней крышки корпуса (рисунок 4). Она держится на одном винте, расположенном ровно посередине крышки.
С помощью крестовой отвертки откручиваем этот винт.
После того, как винт будет выкручен, крышка свободно снимется и можно будет увидеть входящие электрические цепи утюга.
Для удобства монтажа внутри находиться клеммник (рисунок 6), на который приходит входящий кабель. С другой стороны клеммника провода уходят глубже, внутрь устройства.
При большой мощности утюга в этом место могут происходить отгорания проводов или оплавление корпуса клеммника. Дело в том, что такой метод зажима винтами не совсем надежный, так как со временем соединение нагревается, и винт расшатывается.
При этом соединение еще больше греется и в итоге провод отгорает. И это место часто является слабым звеном в электрической цепи прибора.
Но на фото все выглядит прекрасно. Никаких намеков на нагрев и тем более обрыв провода. Скорее всего, это из-за небольшой мощности нагревателя.
Значит, причина поломки кроется дальше, и чтобы добраться туда, необходимо снять верхнюю часть корпуса утюга (рисунок 7). Эта часть держится на четырех винтах, два сзади, и два спереди.
Но чтобы в дальнейшем было удобно производить разборку, необходимо снять зажим шнура, который держится на двух винтах.
С помощью той же крестовой отвертки откручиваем один винт и послабляем другой.
Когда шнур освободится, вытягиваем его и откручиваем винты корпуса.
Теперь переходим в переднюю часть. Оба винта в этом месте находятся под контейнером для воды. Это обычный пульверизатор, для орошения одежды перед глажкой.
Для его удаления надавливаем на кнопку фиксатора (рисунок 9), и вынимаем сам распылитель. Далее, достаем контейнер для воды.
Под ним и скрываются два винта, скрепляющие корпус с подошвой утюга. Откручиваем один, а затем второй винты.
После этих манипуляций верхняя крышка легко снимается.
Остается только подошва с защитным кожухом и электрическими цепями.
На фото 15 видно, что от клеммника отходит индикаторная лампа.
Она должна сигнализировать работу утюга, когда непосредственно на нагреватель подается напряжение сети.
По центру находиться движок терморегулятора (рисунок 16) с косым направляющим срезом. Этот срез необходим для состыковки колеса регулятора на верхней крышке с движком термодатчика.
Вынимаем неоновую лампу с посадочного места (рисунок 17) и откручиваем три винта крепления защитного кожуха подошвы (рисунок 18).
Далее, необходимо отключить провода, идущие под кожух, иначе они будут мешать. Провода, как приходящие, так и отходящие имеют соответствующую окраску, поэтому маркировать их перед отсоединением нет никакой необходимости.
Но перед этим проверяем, не в шнуре ли проблема. Для этого, соединяем выводы прибора, способного проверить цепь, с синим и коричневым проводами (рисунок 19). Эти цвета соответствуют фазе, и нулю сети 220 В. Крутим движок терморегулятора сначала в одну, а затем в другую сторону.
Прибор ничего не показывает, значит, обрыв находится дальше под защитным кожухом.
По очереди откручиваем все зажимы проводов.
Вынув провода из зажимов, аккуратно снимаем защитный кожух.
Кладем его в сторону и снова берем указатель цепи. Соединяем его концы с выводами нагревателя или ТЭНа. Прибор показывает, что ТЭН цел, и это хорошая новость, так как он впрессован в подошву утюга.
Остался только регулятор температуры.
На один из его выводов приходит коричневый провод, который идет непосредственно с сети. Соединив прибор с этим выводом термодатчика (рисунок 23), а также с белым проводом, который идет на второй его контакт, снова вращаем регулятор.
Ничего не происходит, значит, терморегулятор неисправен.
Что можно в таком случае сделать? Самое простое – это заменить регулятор. Но найти такой же, будет скорее всего проблематично, тем более рабочий.
Некоторые, закорачивают термодатчик куском провода, удаляя его таким образом из цепи.
Но это не выход, так как в лучшем случае, при перегреве утюг может спалить нежную ткань. А в худшем всю квартиру или дом, если его случайно оставить включенным в сеть. Поэтому соединение на прямую – не выход.
Что же тогда можно сделать? Просто подрегулировать биметаллическую пластину терморегулятора. Если присмотреться, то можно заметить, что контакты термореле разомкнуты в любом положении ручки регулятора.
Но если нажать пальцем на биметаллическую пластину, контакты в какой-то момент замкнутся. Значит нужно немного согнуть пластину и все должно заработать.
Берем «утиночки» и захватив ими пластину биметалла, чуть-чуть вращаем ее против часовой стрелки (рисунок 24 и 25).
Делать это нужно максимально аккуратно и в среднем положении движка терморегулятора. В какой-то момент раздастся щелчок, и контакты замкнуться.
Дальше гнуть не нужно. Этого будет вполне достаточно, иначе, если сильно перегнуть пластину, реле в нужный момент не сработает.
Делаем замеры после доработки (рисунок 26). Видно, что контактная часть термодатчика замыкается.
Теперь заводим провода в отверстие кожуха и протягиваем их пальцами с другой стороны.
Закрепляем защитный кожух винтами.
Далее соединяем провода на клемме согласно расцветке, тщательно прожав винты.
Укладываем индикаторную лампу в предназначенное место.
Провода также аккуратно выкладываем. Надеваем верхнюю часть корпуса и зажимаем винты ее крепления.
Очень важно, чтобы при соединении корпуса с подошвой (рисунок 31), ось колеса регулятора точно вошла в срез на движке термореле.
Чтобы проверить, правильно ли соединились эти две детали, нужно повращать колесо регулятора в разные стороны. Если оно фиксируется в двух направлениях, значит, все правильно соединилось и можно продолжать сборку.
Закрепляем корпус винтами и ставим контейнер с пульверизатором.
Натягиваем шнур, и уложив его, закрепляем соответствующий зажим.
Надеваем заднюю крышку и закручиваем последний винт.
Включаем утюг в сеть и вращаем колесо.
На фото 35 видно, что утюг включился и нагревается.
В какой-то момент он сам отключился, набрав нужную температуру.
Крутим колесо на максимум, и он снова включился. Можно считать, что регулятор работает корректно и в подходящий момент не подведет. На этом ремонт можно считать оконченным.
Следует помнить, что все работы нужно производить при отключенном от сети приборе.